icon-world icon-menu
ру / eng

Проверка выхлопа ДВС. Самодиагностика

Проверка выхлопа ДВС. Самодиагностика. Шаг 5

Нестабильная работа промышленного двигателя - частая проблема в эксплуатации различных агрегатов, машин и механизмов. ДВС как бы работает, но уже не так хорошо, как раньше, вы начинаете замечать изменения в его работе.

Что делать? Сразу вызывать профессиональную сервисную бригаду не обязательно. Можно сначала провести самостоятельную диагностику. Вполне возможно, что вам удастся найти причину проблем в функционировании ДВС и избежать дорогостоящего ремонта.

Для вашего удобства мы разбили процедуру самодиагностики на короткие пошаговые инструкции.

Вот полный алгоритм действий при самостоятельной диагностике ДВС:

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3769362/pub_628c78b2dc2c9d3e9bf8361c_628c78ec73c49a256a0f3947/scale_1200

Мы уже подробно разобрали несколько первых шагов. Прочитайте эти статьи прежде, чем приступать к следующему шагу.

Шаг 5. Проверка выхлопа ДВС

Если внимательно проанализировать наш упрощенный алгоритм действий при самодиагностике, который представлен выше в статье, то становится понятно, что алгоритм построен на двух принципах:

1. От простого к сложному.
2. От очевидного к не очевидному.

Так почему же этот пункт находится не на первых местах? Ведь что может быть очевиднее, чем черный дым столбом или плотный туман из белого дыма, свидетельствующий от неисправности двигателя?!

Ну, хотя бы потому, что диагностика — это скрупулёзный процесс, призванный выявить неисправность. А поторопившись, можно упустить существенные детали! И если у вас черный дым из выхлопной трубы, то, конечно, самое простое, что вы можете сделать, это, засучив рукава, полезть проверять воздушные фильтры.

При этом вы, наверняка, обнаружите, что ваш фильтр забит напрочь пылью. Более подробно, про инспекцию впускной линии мы поговорим позже, при рассмотрении шага №7.

Рубрика «Будни диагноста»

При подаче заявки на диагностику двигателя, заказчик обычно сообщает все изменения его работе. Из всех замечаний изменение цвета выхлопа является одним из наиболее легко наблюдаемых. Часто удается выявить неисправность удаленно, сэкономив тем самым время и средства заказчику.

Значит, мы поняли, что первую очередь необходимо обратить внимание на цвет выхлопных газов.

Нормальным выхлопом дизельного двигателя считается практически прозрачный цвет выхлопных газов на прогретом двигателе.

Белый, синий или черный выхлоп? Советуем не тянуть и принимать срочные меры по выявлению и устранению неисправности, иначе …

Впрочем, предлагаем разобраться подробнее в основных симптомах с привязкой к возможным причинам неисправностей, а также когда кратковременные изменения выхлопа считаются нормальными.

Белый дым

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/5234524/pub_628c78b2dc2c9d3e9bf8361c_629f468772141d2733f28fc9/scale_1200

Белый дым является нормой при прогреве двигателя, особенно на морозе, когда продукты сгорания, проходя по холодному выхлопному тракту, конденсируются. Не раз наблюдалось, что на севере, при отрицательной температуре за -40/ -60 °С, белый выхлоп идет даже на прогретом двигателе. И это считается нормой.

Но если на вашем двигателе, в прочих условиях, отличных от описанных выше, наблюдается устойчивый белым дым, это говорит, что в выхлопе либо пары охлаждающей жидкости, либо пары/взвесь дизельного топлива.

1. Первое образуется, очевидно, при попадании антифриза в камеру сгорания, и, соответственно, сопровождается уменьшением уровня охлаждающей жидкости.

Причиной попадания охлаждающей жидкости может служить пробитая прокладка ГБЦ, трещина в ГБЦ, трещина в гильзе, трещина в выпускном коллекторе, если он охлаждаемый, и прочее.

2. Мелко дисперсная взвесь дизельного топлива образуется при позднем зажигании, либо из-за поздней подачи самого топлива в цилиндры, либо из-за недостаточной компрессии в цилиндрах.

Лайфхак: если вы сомневаетесь, что в выхлопе жидкость, то можно прикрыть выхлоп листом бумаги и после дать высохнуть каплям воды, которая так или иначе содержится в выхлопе. Если после высыхания на бумаге остались жирные пятна – увы, сомнения прочь, у вас проблемы.

Черный дым

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3962340/pub_628c78b2dc2c9d3e9bf8361c_62ab5112cab88177b9083714/scale_1200

Черный дым - это продукт неполного сгорания дизельного топлива из-за нарушения баланса образования топливовоздушной смеси, которое должно равняться в среднем 14,7 порций воздуха на порцию дизельного топлива.

Происходит это из-за недостатка воздуха по причине, например, забитости воздушных фильтров или неисправного турбокомпрессора, или из-за чрезмерной подачи дизельного топлива топливной системой. Ревизия впускной линии легко поддаётся самостоятельной диагностике, а вот с топливной системой все сложнее, в большинстве случаев приходится обращаться в сервис.

Если у вас двигатель с «механическим» ТНВД, и вы нагружаете его на 110%, и он «честно» тянет или пытается тянуть эти 110%, то наличие черноты в выхлопе — это норма.

Это, например, бульдозер САТ D9R с ДВС 3408 при рыхлении грунта.

А вот двигатели с электронной системой зажигания так работать не смогут, контроллеры двигателя искусственно ограничивают мощность, тем самым сохраняя его ресурс.

Так же хочется отметить, что кратковременное "поддымливание" при резком изменении нагрузки так же нормальное явление, так как турбонаддув не успевает за резким изменением подачи топлива.

Сизый (синий) дым

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3956088/pub_628c78b2dc2c9d3e9bf8361c_629f4893a47be328a56dde41/scale_1200

Сизый (синий) дым никогда не появляется на исправном дизеле и может быть признаком целого букета неисправностей.

Прежде всего, сизый дым с характерным запахом гари точно так же, как и в случае с бензиновыми двигателями, говорит о попадании масла в камеру сгорания — через изношенные кольца, либо через клапаны.

Синий же дым с едким и резким запахом (описать его невозможно, нужно один раз почувствовать самому) сигнализирует о неправильном распылении топлива неисправной форсункой: распыление происходит с образованием крупных капель, которые горят на поршне, вызывая локальный перегрев, вплоть до прогара.

Также синий дым с темным оттенком может говорить о неправильном газораспределении и раннем впрыске топлива. Это происходит ввиду неисправности ГРМ или при неправильной подаче топлива.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/5335957/pub_628c78b2dc2c9d3e9bf8361c_629f463b9cd04c7f1c131f9c/scale_1200

Дизельный двигатель с синим выхлопом ощутимо теряет в мощности, при этом повышается расход топлива. Неисправности двигателя, дымящего синим, накапливаются, как снежный ком. Иными словами, такой дизель очень быстро «умирает», и тянуть с поездкой в сервис категорически не рекомендуется!

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3481765/pub_628c78b2dc2c9d3e9bf8361c_62ac27e42bc2d84755cc4786/scale_1200

Следующая статья будет посвящена проверке качества топлива, что также может стать причиной нестабильной работы ДВС.

Получить консультацию специалиста "Реман-Сервис" вы можете по ссылке

Компания "Реман-Сервис"
Мы рады быть Вам полезными!

scrollToTop